Сад Старого Садовника
В одном городе жил Старый Садовник. Он вырастил не только знаменитый на всю округу Сад, где плодоносили яблони пяти редких сортов, но и пятерых детей: четырех сыновей и дочь-первенца, что была ему правой рукой.
Трое старших сынов с детства трудились в Саду, а Старший – гордость отца – с малых лет ходил за ним по пятам. Отец водил его от корней к кронам, от подвала с запасами к самой высокой стремянке, и шептал: «Понимаешь, сын, Сад – это не деревья. Это доверие земли. Земля доверила нам семена, покупатели – свои ожидания, а семья – своё будущее. Надо быть стойким, как ствол, и гибким, как ветка на ветру».
Двадцать лет учил. И когда понял, что сын созрел, передал ему символические золотые перчатки – знак управления всем Садом. «Теперь твоя забота, а я буду в тени яблони мудрости наблюдать», – сказал Старец, мечтая о спокойной старости.
Но Сад в руках Старшего Сына стал меняться. «Зачем ждать милости от природы? – говорил он. – Нужны современные методы!». Он стал брать предоплату за урожай будущих лет, убеждая всех, что вывел новый, невиданно плодовитый сорт. Деньги текли рекой. Он осуждал отца: «Ты работаешь на своих людей и покупателей, а надо – на себя! Ты вырастил сад, а я хочу вырастить золотую гору!».
Прошло три года. И явился Старший Сын к отцу. «Я уезжаю. Там, на юге, тепло и почва для миллионеров благодатна. А этот твой Сад – обуза. Выкупи у меня золотые перчатки, или продам их первому встречному».
Сердце Старого Садовника обледенело. «Я растил тебя как продолжение себя, как опору на склоне лет». – «Твоя старость – твоя забота, – был ответ. – Я обеспечу только свою молодую лозу».
Что оставалось отцу? Он продал фамильное серебро, заложил часть земли и выкупил обратно то, что когда-то подарил с любовью. Но сын на прощание протянул ему свиток. «А это – договор. Я все эти годы улучшал твою почву тайными составами. Плати проценты с урожая. Это справедливо».
Сын уехал в теплые края. А отец, с тяжелым сердцем, пошел наконец проверить те самые «улучшенные» уголки Сада. То, что он увидел, заставило его сесть на землю. Деревья, с которых три года брали невиданный урожай, стояли сгнившими до сердцевины. Их корни были высохшими. Он брал силы взаймы у будущего, не вкладывая ничего в настоящее. Предоплата была взята, а почва доверия была отравлена. Контрагенты, не дождавшись обещанных плодов, шли с гневными письмами.
Когда Старец отказался платить по тому свитку, назвав его лживым, из южного города пришла судебная повестка. А вслед за ней – стая гонцов, которые разнесли по всем окрестностям: «Старый Садовник – обманщик! Нарушил слова! Разорил собственного сына!».
Стоял Старец в своем умирающем Саду, держа в руках сгнившее яблоко. И понял свою ошибку. Он растил в сыне не хранителя, а завоевателя. Он передал ему ремесло, но забыл вложить в его душу главное семя – семя ответственности. Он учил его считать урожай, но не научил слышать шелест листьев, предвещающий болезнь. Он доверил ему Сад, но слишком поздно проверил, что именно тот поливает его корни.
Мораль этой притчи:
- Доверие – не делегирование.Нельзя передать дело тому, кто любит лишь плоды, но презирает процесс роста.
- Контроль – не недоверие, а часть мудрости.Даже самому верному наследнику нужно смотреть не только в отчёты, но и в глаза.
- Корни важнее крон.Здоровье системы (семьи, дела) важнее сиюминутной прибыли. Тот, кто подрывает корни ради цветения, пожнёт бурю.
- И самая горькая истина: иногда самый страшный вирус заносится не извне, а выращивается в самой теплой и доверчивой почве родительских надежд.